Общий рост с предлагаемым соглашением о свободной торговле Turancez может стать значительным стимулом для развития крупного торгового коридора.
Введение
После распада Советского Союза признание Турцией независимости вновь созданных республик Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в 1991 году стало первым шагом в дипломатических, экономических и политических отношениях Турции со Средней Азией.
Анкара, в силу своей языковой и в какой-то мере тюркской исторической общности с большинством среднеазиатских республик, сразу же признала независимость этих стран и играла активную роль в регионе, устанавливая с ними двусторонние отношения.
Турция сегодня является одной из 20 крупнейших экономик мира, превратилась в важного игрока в регионе и имеет значительный уровень экономического развития и экономические возможности для сотрудничества и взаимодействия с Центральной Азией.
Ключевым фактором последних экономических подходов внешней политики Турции является установление тесных отношений и развитие торговли, развитие экспорта, привлечение иностранных инвестиций и иностранных подрядчиков, заключение соглашений о свободной торговле, создание положительного имиджа и укрепление экономической дипломатии с регионом Центральной Азии. .
Энергия
Энергетический сектор Центральной Азии и природные запасы углеводородов Казахстана, Туркменистана и Узбекистана более важны с экономической точки зрения, чем другие сектора, и представляют интерес для Анкары. По запасам природного газа Туркменистан занимает четвертое место в мире, а Казахстан и Узбекистан также обладают значительными запасами – по нефти Казахстан занимает 11-е место в мире.
Турция также участвует в разведке и эксплуатации энергетических ресурсов; и преследует серьезное присутствие в создании и строительстве линий экспорта энергии, передаче и пересечении линий энергии в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также диверсификации источников энергии и обеспечении энергетической безопасности внутри и из Центральной Азии.
Чтобы позиционироваться как энергетический транзитный узел, Анкара рассчитывает получать газ из региона и Туркменистана по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP).
Между тем, соглашение между Азербайджаном и Туркменистаном о совместной разработке газового месторождения Достлук на дне Каспийского моря и совместной разработке месторождения Кепез/Сердар является шагом в трехстороннем сотрудничестве в области разведки, разработки и реализации Транскаспийского месторождения. трубопровод в соответствии с интересами Анкары.
Кроме того, Анкара рассчитывает увеличить поставки казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Турция, наряду с созданием Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA), продвигает экономическое сотрудничество, реализует строительные проекты, инвестирует в различные области и реализовала многочисленные проекты в таких секторах, как транспорт, связь, строительство, добыча полезных ископаемых, нефть и Газ, строительство школ и университетов в Средней Азии. Создание ТИКА в значительной степени устранило недостатки в технической инфраструктуре и проектах, а ее офисы были открыты в регионе в постсоветское время.
Привлечение ПИИ
Турция также стремится расширить и диверсифицировать сферу сотрудничества с помощью таких механизмов, как взаимные визиты на высоком уровне, совместные экономические комиссии, торговые советы и стратегическое сотрудничество на высоком уровне. Отношения Турции с Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном находятся на уровне стратегического партнерства, развиваются отношения с Туркменистаном и Таджикистаном.
Одним из аспектов экономической дипломатии Турции является привлечение прямых иностранных инвестиций и поощрение инвестиций турецкого частного сектора за рубежом. Турция со своими объектами государственного и негосударственного сектора в регионе обеспечила инвестиционную базу, предоставив этим странам денежные и финансовые кредиты.
Инвестиции Турции в Центральной Азии в настоящее время составляют более 85 миллиардов долларов США и включают в себя несколько крупных проектов, таких как реконструкция каспийского морского порта Туркменбаши . В Центральной Азии работают почти 4000 турецких компаний. Как видно, план китайской инициативы «Пояс и путь» запустил дополнительные инфраструктурные проекты, а Турция — одна из стран, распространяющих концепцию подключения.
Транспорт
Анкара также диверсифицировала транспорт и альтернативные маршруты. Внимание Турции к развитию Среднего коридора в Центральной Азии, соглашения с Азербайджаном, Китаем, Грузией и Казахстаном по улучшению соединения этого коридора в декабре 2020 года, при этом увеличились объемы грузовых поездов из Турции в Китай по этому коридору.
С этой точки зрения средний коридор проходит через Грузию, Азербайджан и Каспийское море, расширяет маршруты китайской инициативы «Пояс и путь» и сокращает время в пути.
Кроме того, Лазуритовый коридор соединяет Афганистан, Туркменистан, Баку, Грузию и Турцию, а запуск железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) до города Карс на востоке Турции является еще одним шагом в расширении торгового сотрудничества Турции с Центральная Азия.
Многосторонняя торговля
Еще одним подходом к развитию экономического сотрудничества Турции в центральноазиатском регионе являются многосторонние торговые советы.
На последнем саммите Организации тюркских государств (ОТГ) в ноябре 2022 года в Самарканде расширение экономических отношений между Турцией и регионом включало положительные обсуждения предлагаемого блока свободной торговли TURANCEZ. Разработанный в рамках OTS, он объединит Турцию вместе с Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном и в качестве наблюдателей Венгрию, входящую в ЕС, вместе с Северным Кипром.
Турецкий экспорт вырастет, если TURANCEZ станет реальностью, особенно — и довольно нелогично — поскольку курс турецкой лиры неуклонно снижается. Наличие более слабой валюты связано с возможностью увеличения экспорта в традиционной экономике. Это может стать неожиданным плюсом к плачевной динамике турецкой лиры в последние годы.
Другие предложения также включают создание Общетюркского рынка и создание регионального Тюркского банка развития и инвестиций. Если это произойдет, это усилит экономическое сближение Центральной Азии с Турцией.
Другая инфраструктура связи также находится на подъеме. Запуск региональной тюркской телестанции TRT Avaz оказал большое влияние: программы транслировались на азербайджанском, боснийском, туркменском, казахском, кыргызском и узбекском языках с субтитрами на турецком языке. TRT Azat включает тюркские документальные фильмы, ток-шоу, культурные и музыкальные программы, а также региональные фильмы и мыльные оперы. Зрители также имеют возможность изучать турецкий язык с помощью учебных пособий.
С 200 000 граждан Центральной Азии в Турции и около 40 000 граждан Турции в регионе, туризм и связанная с ним инфраструктура от авиакомпаний до гостиниц играют важную роль в расширении объема тюркских обменов. В этом секторе есть возможности.
Турция имеет общий положительный торговый баланс с Центральной Азией и отрицательный торговый баланс только с Казахстаном. По данным турецкой таможни, внешнеторговый оборот Турции со странами Центральной Азии в 2022 году достиг около 12,33 млрд долларов США. Мы рассматриваем торговлю по отдельным странам следующим образом:
Казахстан
Турция инвестировала около 20 миллиардов долларов США в нефтяные месторождения, связь, гостиничный и банковский сектор, производство сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, стали, текстиля и т. д. и занимает первое место по количеству иностранных компаний, работающих в стране.
Недавно совместно созданные совместные предприятия, а также 100% турецкие инвестиции в Казахстан, а также инвестиции казахстанских компаний в области нефти и туризма в Турции увеличились. В Казахстане турецкие строительные проекты на сегодняшний день составили 21 миллиард долларов США. Двусторонняя торговля между Казахстаном и Турцией составила 4,1 миллиарда долларов США в 2021 году с перспективой увеличения ее до 10 миллиардов долларов США к 2030 году в соответствии с целями, поставленными обеими сторонами. В 2022 году Казахстан стал основным торговым партнером Турции среди стран Центральной Азии.
В 2022 году объем торговли между Анкарой и Астаной увеличился до 5,5 млрд долларов США. Около 2/3 двусторонней торговли идет в пользу Казахстана, в основном за счет поставок энергоресурсов.
Продукция Турции, импортируемая из Казахстана, в основном состоит из нефти, а также железа, стали, меди, зерна и минерального топлива, в то время как большая часть экспорта Турции приходится на продукты пищевой промышленности, железо, механические и электрические устройства, текстиль, одежду, керамику, и продукции стекольной промышленности.
Узбекистан
Открытая экономическая политика Узбекистана оказала положительное влияние на экономическое и торговое сотрудничество с Турцией, с более чем 30 протоколами и соглашениями в экономической, торговой, технологической, туристической и медицинской областях, было намечено расширение двусторонней торговли до 5 миллиардов долларов США к 2030 году. .
Две страны сотрудничают в автомобильной, текстильной и швейной промышленности, транспортировке нефти и газа, телекоммуникациях. В 2022 году общий двусторонний товарооборот достиг около 3,6 млрд долларов США, при этом турецкий экспорт немного превышает импорт из Узбекистана.
Узбекистан является одним из основных направлений для турецких товаров в Центральной Азии, причем в 2022 году Турция превысит спрос со стороны Китая. Турецкий экспорт варьируется от продуктов питания и текстиля до промышленных товаров и оборудования. Турция импортирует такие продукты, как медь, цинк, хлопок и изделия из хлопка из Узбекистана.
Туркменистан
Турция занимает видное место во внешней торговле Туркменистана и с участием турецких компаний. Анкара с более чем 800 проектами играет ведущую роль в строительной отрасли Туркменистана.
Среди товаров, импортируемых Турцией из Туркменистана, — горючее и минеральные масла, свечи, хлопок, пластмасса и кожа-сырец, а большую часть экспорта составляют машины и устройства, бытовая техника. В 2022 году двусторонний товарооборот впервые превысил 2 миллиарда долларов США, увеличившись на 21,9% по сравнению с предыдущим годом. Торговля идет очень в пользу Турции, около 90% объема приходится на турецкий экспорт. Можно ожидать, что со временем ситуация изменится, поскольку большая часть турецкого экспорта связана с энергетическими трубопроводами, по которым туркменский газ будет доставляться в Турцию позже.
Кыргызстан
Полностью турецкие и кыргызско-турецкие совместные предприятия активны в производстве продуктов питания и напитков, строительных материалов, текстиля, одежды, изделий из кожи, мебели, банковских услуг и услуг, при этом двусторонняя торговля почти удвоилась в период с 2019 по 2021 год. $1 млрд, при этом турецкий экспорт составляет около 80% от общего объема торговли.
Таджикистан
С 2019 года в Таджикистане начали действовать 53 новых турецко-таджикских СП. Турция помогает Таджикистану в создании экономических зон свободной торговли, строительстве гидроэлектростанций, совместных инвестициях в отрасли, связанные с сельским хозяйством, развитии инфраструктуры и туризма, а также в других более мелких секторах.
Двусторонняя торговля между Кыргызстаном и Турцией в 2022 году достигла около 543 миллионов долларов США, при этом турецкий экспорт составил около 2/3 от общего объема.
Проблемы и перспективы
Проблемы торговой интеграции на таможне, контрабанда, транспортные проблемы, непоследовательное налоговое законодательство, финансовые переводы и услуги, проживание и работа, а также вопросы иностранной собственности все еще существуют, что временами осложняет жизнь во взаимной торговле и развитии инвестиций.
К ним относятся такие проблемы, как законы об иностранном капитале и отсутствие инфраструктуры и систем страхования в республиках Центральной Азии.
На рынке Центральной Азии Россия и Китай являются наиболее важными конкурентами и деловыми партнерами региона. Помимо периодической политической нестабильности в регионе, Турция не имеет общей границы с регионом, частично полагаясь на Иран как на мост, так и в качестве соперника. Это означает, что геополитические факторы иногда перевешивают коммерческие интересы, хотя развитие INSTC должно сблизить Анкару и Тегеран.
Кроме того, периодические экономические проблемы, такие как полное закрытие границ Туркменистаном во время коронавируса, негативно повлияли на двустороннюю торговлю и приостановили проекты.
Торговля по Среднему коридору также сталкивается с рядом проблем, таких как неразвитая инфраструктура и задержки, а альтернативные маршруты еще не полностью интегрированы. Кроме того, предсказание расширения торговых отношений между Турцией и Центральной Азией затмевается Китаем и Россией. Экономическая интеграция в OTS также вызывает озабоченность у региональных игроков, включая Тегеран, Пекин и Москву.
У Турции также нет достаточных финансовых и технологических ресурсов для региона, и, несмотря на интерес Анкары, турецкое экономическое влияние в Центральной Азии все еще несколько ограничено по сравнению с экономической мощью и влиянием России и Китая. Однако в последние годы подход и поворот Турции к Центральной Азии с новой геоэкономической точки зрения, развитие новых рынков, обеспечение энергоресурсами и привлечение иностранных инвестиций стали более продуманными. Анкара находит способ вписаться в триаду Москва-Тегеран-Пекин.
В прошлом году у Турции был положительный торговый баланс с Центральной Азией, а рост экономического присутствия страны в регионе помог Анкаре стать ведущим деловым партнером.
Несмотря на санкции Запада в отношении Ирана, Турция получила часть иранского рынка в Центральной Азии и диверсифицировала свои транспортные маршруты. Между тем такие возможности, как антироссийские санкции и стремление стран региона к коммерческой диверсификации, также повысили потенциал роста турецкого бизнеса в регионе. Сотрудничество с российскими компаниями в Центральной Азии и объединение усилий между ними также обеспечивает как консолидацию, так и рост.
Тем не менее, торговля Анкары с Центральной Азией по-прежнему составляет около 2% от общего объема торговли страны, а это означает, что необходимо проделать большую тяжелую работу, но в то же время существует значительный потенциал развития.
Существуют многочисленные возможности для сотрудничества между Турцией и региональными игроками в Центральной Азии и ОТС, в дополнение к сотрудничеству с Ближним Востоком, Россией и Китаем. Многосторонний потенциал еще недостаточно реализован.
Можно ожидать, что в ближайшие два-три года торговля и инвестиции Турции и Центральной Азии будут расти средними темпами – иностранные инвесторы должны следить за любым прогрессом в отношении торгового соглашения Turancez, чтобы установить, на каком этапе эти торговые пути станут возможностью. богатый.
Источник: Silk Road Briefing