Всемирный банк только что выпустил свой последний доклад «Перспективы мировой экономики». В основном отчете, который выпускается два раза в год, в январе и июне, рассматриваются события, риски и перспективы, связанные с мировой, региональной и национальной экономикой.
Согласно отчету, в 2022 году рост в Европе и Центральной Азии (ЕЦА) резко упал до 1,2 процента — это самый медленный рост среди шести регионов EMDE. За исключением России и Украины, рост в странах Европы и Центральной Азии по-прежнему снизился до 4,8 процента. Замедление роста было широкомасштабным, в том числе в большинстве стран региона, отражая сбои в результате войны на Украине, снижение деловой и потребительской уверенности, всплеск инфляции, заметное ужесточение денежно-кредитной политики и перебои с энергоснабжением.
Производство упало на 20,2 процента в Восточной Европе, при этом сокращение произошло главным образом в Украине, а также в других странах субрегиона. В Центральной Европе и на Западных Балканах, которые более тесно интегрированы в производственно-сбытовые цепочки Европейского союза (ЕС), рост сдерживался резким повышением цен на энергоносители, перебоями в энергоснабжении и ужесточением денежно-кредитной политики.
Инфляция остается особенно высокой в ЕЦА, особенно в Турции. Хотя рост номинальной заработной платы в целом отставал от инфляции цен, реальная заработная плата в Восточной Европе в первой половине 2022 года упала на 3,3 процента, за исключением Центральной Азии и Южного Кавказа.
Недавние признаки замедления темпов инфляции за 12 месяцев в некоторых странах ЕЦА можно объяснить эффектом базы и снижением цен на энергоносители с рекордно высокого уровня в прошлом году. Однако базовая инфляция остается повышенной. Для борьбы с инфляцией, превышающей целевой показатель, 17 центральных банков в регионе повысили ставки в 2022 году, а еще шесть повысили их в 2023 году.
Прогнозируется, что в 2023 году темпы роста в ЕЦА несколько увеличатся до 1,4 процента; однако перспективы остаются особенно неопределенными из-за войны на Украине и ее последствий. За исключением России и Украины, рост в ЕЦА, по прогнозам, сократится почти вдвое до 2,4 процента в 2023 году. Повышение прогноза на 1,3 процентных пункта с января для региона в основном связано с пересмотром в сторону повышения для России.
Ожидается, что Таджикистан и Узбекистан продемонстрируют самый высокий рост ВВП в 2023 году среди 23 стран региона ЕЦА, на уровне 6,5 процента и 5,1 процента соответственно (см. таблицу ниже). За ними следуют Армения и Грузия с 4,4% экономического роста в этом году.
Прогнозируется, что региональный рост восстановится до 2,7 процента в год в 2024–2025 годах благодаря более высокому внешнему и внутреннему спросу в контексте ослабления неблагоприятных шоков роста. Расхождения в темпах роста внутри региона должны исчезнуть по мере ослабления потоков мигрантов и капитала из России и улучшения экономического роста в ЕС.
Денежные переводы из России также могут расти медленнее, чем прогнозировалось, в этом году, особенно в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
Усиление геополитической напряженности в других частях региона, а также усиление потрясений из-за неблагоприятных погодных явлений, связанных с изменением климата, также являются негативными рисками.
Источник: AKI Press