25 апреля официальные лица США подтвердили , что талибы убили главу ячейки Исламского государства (ИГИЛ), действовавшей в Афганистане. Хотя его личность не разглашается, считается, что он организовал теракт в аэропорту Кабула в 2021 году , в результате которого погибли 170 афганских мирных жителей и 13 военнослужащих США.
Его убийство знаменует собой последнюю эскалацию насилия между талибами и ИГИЛ в Афганистане в этом году. Несколько высокопоставленных должностных лиц Талибана были убиты или стали мишенью ИГИЛ в марте, а несколько лидеров ИГИЛ были убиты талибами в январе и феврале.
Талибан, свободное политическое движение , ориентированное на пуштунов , действующее в Афганистане и Пакистане, ранее управляло Афганистаном с 1996 по 2001 год. Уход США и последующий крах афганского правительства в 2021 году позволил талибам восстановить свою власть над страной, но получить полный контроль им не удалось благодаря ИГИЛ, существующему в стране с 2014 года .
Первоначально многие члены талибов поддерживали способность ИГИЛ захватывать территории и бросать вызов силам США и других западных сил в Сирии и Ираке в 2013 и 2014 годах. утвердиться на афганской территории и привлечь афганцев к своему делу.
В то время силам Талибана не удалось добиться территориальных завоеваний, и недавно они начали очередной раунд переговоров с правительством США. Талибы также традиционно подавляли салафитскую разновидность ислама в восточном Афганистане в пользу ханафитского ислама, что делало салафитские наклонности ИГИЛ привлекательными для многих афганцев в регионе.
Среди руководства пакистанских и афганских талибов также были значительные разногласия , что еще больше позволило ИГИЛ переманивать членов.
В 2014 году несколько высокопоставленных членов перешли на сторону ИГИЛ , которое также нашло поддержку у небольших региональных группировок боевиков. Но большое значение имела способность ИГИЛ привлечь в свои ряды разочаровавшихся членов своего соперника, «Аль-Каиды».
Разногласия по поводу политики, тактики и руководства заставили «Аль-Каиду» отказаться от ИГИЛ в 2014 году, и с тех пор они борются за господство над глобальным джихадистским движением. Тесные отношения талибов с «Аль-Каидой» только укрепили решимость ИГИЛ в борьбе с ними в Афганистане.
Восстание ИГИЛ-К
В январе 2015 года ИГИЛ объявило о своем видении создания провинции « Хорасан », которая будет включать большую часть Центральной Азии и южноазиатского субконтинента, и является частью усилий ИГИЛ по созданию глобального халифата. Группа начала более быстро распространяться по Афганистану, обвиняя талибов в том, что они « грязные националисты » и пренебрегают исламом в пользу своей этнической и национальной базы.
Поскольку столкновения между талибами и Исламским государством в Хорасане (ИГИЛ-Х) усилились в 2015 году, тогдашний лидер талибов мулла Ахтар Мохаммад Мансур написал письмо Абу Бакру аль-Багдади , призывая его отказаться от вербовки в Афганистане и настаивая на войне против США должны возглавить талибы.
Но это не смогло убедить руководство ИГИЛ, которому также отчасти помогло первоначальное решение афганской армии избегать борьбы с ИГИЛ и сосредоточиться на Талибане.
Однако по мере того, как ИГИЛ представляло собой серьезную угрозу стабильности Афганистана, как афганские, так и возглавляемые США международные силы все чаще обращали внимание на группировку в стране. Нацеленность ИГИЛ на религиозные меньшинства также привела к дальнейшему конфликту с частью афганского населения.
Несмотря на первоначальное расширение, ИГИЛ потеряло значительную территорию и боевиков с 2015 по 2018 год , а с 2019 по 2020 год многие из его боевиков и лидеров сдались властям.
Для сравнения, талибы неуклонно наращивали свое влияние в Афганистане, убеждая правительства Афганистана и США начать переговоры о прекращении войны.
В Дохинском соглашении от 2020 года был установлен график вывода иностранных солдат, тысячи афганских солдат и талибов были освобождены в результате обмена пленными, а талибы обязались не допустить действия террористических групп в Афганистане. ИГИЛ осудило соглашение, обвинив талибов в уклонении от джихада, чтобы угодить « своим американским хозяевам ».
Но предложения тогдашнего президента Ашрафа Гани о ликвидации ИГИЛ в Афганистане оказались недолговечными, особенно потому, что Афганистан был охвачен вакуумом власти, вызванным уходом США. Численность ИГИЛ также пополнялась тысячами заключенных, сбежавших или освободившихся из афганских тюрем .
Хотя по состоянию на 2023 год численность ИГИЛ в Афганистане, по оценкам, составляет 4000 человек , меркнет по сравнению с примерно 80 000 солдат талибов, его партизанская кампания, подобная той, которую талибы эффективно использовали против сил США, сделала его грозным противником в некоторых частях страны. .
К концу 2021 года эта группировка убила или ранила в Афганистане больше людей, чем в любой другой стране, а столкновения между талибами и ИГИЛ — обычное явление.
Помимо привлечения новых членов в ряды ИГИЛ, талибы опасаются, что ИГИЛ лишит их той небольшой легитимности как правящей силы, сохраняя нестабильность в Афганистане. Руководство Талибана по-прежнему страдает от разногласий и не имеет международного признания.
Талибы также теперь сражаются с ИГИЛ-К в основном в одиночку и без высокотехнологичного оружия и поддержки с воздуха, которыми пользовались прежние афганские правительственные силы. И, потерпев отпор в Сирии и Ираке, Афганистан предоставляет ИГИЛ-К одно из немногих мест, где оно может расширяться, в результате чего группировка удваивается в стране.
Поиск внешней поддержки
Чтобы укрепить свои позиции, руководство Талибана стремилось взаимодействовать с другими правительствами. Саудовская Аравия и Катар осторожно сотрудничают с талибами , а Пакистан, имеющий сложную историю сотрудничества с талибами, продолжает вести с ними диалог.
Талибы также обхаживают Индию , Китай и Россию , которые стремятся стабилизировать ситуацию в стране и потенциально могут использовать полезные ископаемые Афганистана на сумму от 1 до 3 триллионов долларов США .
На Талибан оказывается давление, чтобы добиться результатов. Китайские и российские граждане и инфраструктура в Афганистане стали мишенью ИГИЛ, что вызвало критику . И хотя талибы заявили, что не позволят использовать свою территорию для нападения на соседей, ИГИЛ уже опробовало это в Узбекистане и Таджикистане .
талибов с «Аль-Каидой» (примером которого является убийство лидера «Аль-Каиды» Аймана аль-Завахири в результате удара американского беспилотника в Кабуле в 2022 году) продолжает отговаривать западное сотрудничество в сочетании с подавлением талибами свободы женщин. Отказ от их более радикальной политики может, в свою очередь, спровоцировать еще больше дезертирства в ИГИЛ.
После двух десятилетий борьбы с талибами сближение с талибами было бы трудной задачей для западной аудитории. Но, уже работавший с талибами по эвакуации своих граждан в августе, председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли, заявил о возможности координации с талибами для разгрома ИГИЛ в 2021 году.
Ник Картер, его британский коллега, Аналогичное мнение выразил и . Официальные лица США также заявили, что они « не поддерживают организованную насильственную оппозицию » талибам.
После роспуска афганского правительства (многие его члены присоединились к Талибану или ИГИЛ) и слабости, связанной с Фронтом национального сопротивления , осталось мало жизнеспособной оппозиции, которую могли бы поддержать западные силы.
И все же США « за горизонтом к игнорированию талибов в борьбе с ИГИЛ и «Аль-Каидой» в Афганистане имеет свои последствия — удар беспилотника , предназначенный для организатора теракта в аэропорту Кабула в 2021 году, вместо этого привел к гибели 10 афганских мирных жителей. , в том числе семеро детей.
Тем не менее, убийство талибами ответственного лица в апреле может способствовать мягкой координации и неформальной дипломатии с другими странами, включая США. Тем не менее, поскольку талибы по-прежнему зависят от сотрудничества с экстремистскими группировками, такими как «Аль-Каида», их официальная международная изоляция рискует стать долгосрочной.
Предоставление убежища таким группам, как «Аль-Каида», и поощрение строгого толкования законов шариата также является обоюдоострым мечом. Эти условия помогли ИГИЛ закрепиться в Афганистане, чему также способствовали бедность и отсутствие основных услуг во многих частях страны.
ИГИЛ продолжит попытки ослабить Талибан в военном отношении, использовать его разногласия и подорвать его заявления о восстановлении мира и стабильности в Афганистане.
Нестабильность Афганистана с 1970-х годов сохраняется, и страна продолжает оставаться очагом региональной обеспокоенности, соперничества великих держав и идеологических столкновений. Хотя большинство иностранных правительств рассматривают ИГИЛ как более серьезную угрозу, этого может быть недостаточно для того, чтобы талибы покончили со своей уязвимой изоляцией и помогли Афганистану достичь мира и стабильности.
Источник: Asia Times