Home » Истинные потери кыргызско-таджикского пограничного конфликта
Азия Военный Защита Новости Политика Таджикистан

Истинные потери кыргызско-таджикского пограничного конфликта



Ахмаджон, трехлетний мальчик из Таджикистана, скончался в больнице 16 сентября 2022 года от двух ранений живота, полученных ранее в тот же день. Автомобиль его семьи подвергся нападению, когда они пытались бежать от боевых действий на границе с Кыргызстаном, скорее всего, со стороны кыргызских сил. «Он даже не плакал, — сказала нам его мать. Также пострадали две машины скорой помощи.

В тот же день Аббоз, 14-летний кыргызский мальчик, увидел, как на его глазах убит его отец Сухроб Кенжебаев, так как автомобиль семьи также попал под обстрел. Мать Аббоза, которая была ранена, велела ему молчать, когда таджикские солдаты окружили машину. В конце концов они бросили семью умирать.

Ахмаджон и Аббоз входят в число десятков мирных жителей, чьи жизни были разрушены бессердечными и явно незаконными действиями сил Кыргызстана и Таджикистана во время пограничного конфликта в сентябре 2022 года.

Бои были короткими, но интенсивными, они продолжались четыре дня на участке границы протяженностью около 110 километров, который две страны так и не разграничили должным образом с тех пор, как в 1991 году они обрели независимость от Советского Союза. В оспариваемом регионе есть критические точки сужения вдоль рек, которые обеспечивают стратегическими водными ресурсами Баткен – районный центр на кыргызской стороне – и большие участки орошаемых сельскохозяйственных угодий в Таджикистане.

С тех пор вдоль границы периодически вспыхивали мелкие столкновения, но сентябрьский конфликт 2022 года стал самым масштабным на сегодняшний день. По оценкам, 51 мирный житель мог быть убит и до 121 ранен. Обе стороны убивали и ранили мирных жителей в результате нападений, которые могут быть приравнены к военным преступлениям.

Хьюман Райтс Вотч, где я работаю старшим исследователем кризисов и конфликтов, расследовала этот конфликт, о котором мало сообщалось на международном уровне, и стремилась понять обстоятельства нападений, в которых пострадали гражданские лица. Для подготовки отчета наша команда опросила 86 человек, посетила места обстрелов по обе стороны границы, просмотрела фотографии, видео, медицинские документы и спутниковые снимки, провела 3D-реконструкции и базовый баллистический анализ. Наше исследование и анализ, опубликованные 2 мая, основывались на международном гуманитарном праве, которое регулирует проведение военных операций для защиты гражданского населения и медицинского персонала от наихудших последствий войны.

Мандат Хьюман Райтс Вотч заключается в установлении фактов того, как силы участвуют в конфликте и соблюдают ли они согласованные на международном уровне законы войны. Они применяются ко всем сторонам в конфликте, независимо от их роли в инициировании или эскалации боевых действий. Хотя законы войны позволяют военным и другим силам атаковать своих противников и другие военные объекты, они налагают на них два ключевых требования: они должны всегда различать военные цели и гражданские объекты, и они должны наносить удары и развертывать свои силы. таким образом, чтобы свести к минимуму ущерб гражданскому населению.

Беседуя со свидетелями, мы установили, что за один день боев, 16 сентября, силы Кыргызстана и Таджикистана неоднократно нарушали эти принципы. Мы обнаружили, что в тот день таджикские силы застрелили не менее восьми мирных жителей, в том числе пожилых мужчин с инвалидностью в своих домах.

Во время непродолжительной оккупации кыргызских сел таджикские силы, контролирующие этот район, не смогли остановить таджикоязычных людей в штатском, устроивших массовые грабежи и поджоги сотен гражданских строений, включая жилые дома, медицинские учреждения, детские сады, школы и административные здания. в том, что могло быть попыткой очистить территорию от его населения. Согласно международному гуманитарному праву, преднамеренное убийство гражданских лиц, грабежи и нападения на объекты инфраструктуры, не используемые в первую очередь в военных целях, являются военными преступлениями.

Тем временем кыргызские силы атаковали машины скорой помощи и автомобили, которыми пользовались гражданские лица. Они также нанесли бомбовый удар с лазерным наведением по оживленной городской площади в таджикском городе Овчи-Калача, убив десять мирных жителей и ранив не менее 13 человек, что также может быть военным преступлением.

Конфликт закончился так же быстро, как и начался. 16 сентября было достигнуто соглашение о прекращении огня. Две страны ведут переговоры о делимитации границы, но боевые действия могут возобновиться в любой момент.

А для жертв и их семей жизнь изменилась навсегда. «Моя жизнь была разрушена», — сказал Зойдбек Дадобеков, 50-летний строитель из таджикского города Овчи Калача, который был тяжело ранен в результате взрыва бомбы с лазерным наведением и в настоящее время стал инвалидом, оставив свою семью без средств к существованию. «Будущее моих детей, а не учеба, — это гастарбайтерский труд».

Один 53-летний мужчина из кыргызского села Бакай, почти полностью сгоревшего, когда находился под контролем таджикских сил, сказал нам, что он благодарен за то, что остался жив. Не имея возможности гарантировать безопасность своей семьи в случае любой будущей вспышки конфликта, он решил пока не возвращаться, а вместо этого остановился в соседней деревне. Он является одним из 4000 мирных жителей Кыргызстана, которые по состоянию на январь остались перемещенными из-за событий сентября 2022 года.

Что делать сейчас? Жертвы противоправных нападений и их семьи заслуживают справедливости. Кыргызстану и Таджикистану следует срочно расследовать все предполагаемые нарушения или злоупотребления со стороны их сил, беспристрастно привлечь к ответственности виновных и выплатить компенсацию жертвам. Они также должны обеспечить надлежащую подготовку своих сил в области международного гуманитарного права, чтобы такие нарушения не повторялись ни в одном конфликте в будущем. Международные партнеры должны сыграть свою роль в оказании помощи обеим странам в этих усилиях.

Кыргызстан и Таджикистан также могут взять на себя обязательство улучшить защиту гражданских лиц, приняв Декларацию о безопасных школах и Политическую декларацию о применении оружия взрывного действия в населенных пунктах – два документа, которые уже поддержали десятки правительств по всему миру, демонстрируя свою поддержку большей защиты студенты и гражданское население во время конфликта. Присоединяясь к этим другим странам, Кыргызстан и Таджикистан обязуются ограничить использование учебных заведений для развертывания своих сил и пересмотреть свою военную практику, чтобы свести к минимуму использование оружия взрывного действия в населенных пунктах, где оружие, поражающее обширные территории, часто носит неизбирательный характер.

Кыргызстан также должен присоединиться к Римскому статуту, чтобы стать членом Международного уголовного суда, наделяя суд юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных на территории Кыргызстана или его силами.

Большинство гражданских лиц, с которыми мы говорили, с обеих сторон жаждут мира. У многих остались теплые воспоминания о том времени, когда они смогли пересечь границу, которая в настоящее время закрыта, и пообщаться со своими соседями. Некоторые продавали урожай абрикосов за границу. Другие делали покупки на базаре в соседнем городе. Третьи вспоминали о посещении свадеб соседей с другой стороны.

До тех пор, пока они не придут к соглашению по своему пограничному спору, и как только они согласятся провести демаркацию границ, обе страны должны обеспечить, чтобы их договоренности уважали права местных сообществ, включая их доступ к образованию, достаточному жилью и воде. Жители должны иметь возможность обеспечить себе адекватный уровень жизни, в том числе, при необходимости, получать доход за счет легальной трансграничной экономической деятельности.

В случае обмена землей, который лишает людей их домов и другого имущества, обе страны должны обеспечить компенсацию всем, кто лишается имущества, в соответствии с международным правом.

Важный признак прогресса появился на этой неделе, когда участники переговоров от обоих правительств договорились воздерживаться от использования вооруженных беспилотников в своих приграничных районах. Мы надеемся, что обе страны пойдут дальше и будут следовать другим рекомендациям по защите гражданского населения. Люди, живущие на границе, заслуживают того, чтобы увидеть конец этого цикла конфликтов и жестокого обращения, чтобы они могли жить в безопасности и полноценной жизнью.

Источник: Relief Web

Переведите

тем